Вторник, 20 Ноября 2018, 06:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Журнал Юрислингвистика
Наш опрос
Оцените качество новостей на нашем сайте
Всего ответов: 132

 Степанов, В.Н. Прагматика спонтанной телевизионной речи / монография / – Ярославль : РИЦ МУБиНТ, 2008. – 248 с.

 Степанов, В.Н. Провоцирование в социальной и массовой коммуникации : монография / В.Н. Степанов. – СПб. : Роза мира, 2008. – 268 с.

 Приходько А. Н. Концепты и концептосистемы Днепропетровск:
Белая Е. А., 2013. – 307 с.

 Актуальный срез региональной картины мира: культурные
концепты и неомифологемы
– / О. В. Орлова, О. В.
Фельде,Л. И. Ермоленкина, Л. В. Дубина, И. И. Бабенко, И. В. Никиенко; под науч ред. О. В. Орловой. – Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета, 2011. – 224 с.

 Мишанкина Н.А. Метафора в науке:
парадокс или норма?

– Томск: Изд-во
Том. ун-та, 2010.– 282 с.

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей

Кемерово


Новосибирск


Барнаул

Сибирская ассоциация
лингвистов-экспертов


Главная » 2012 » Март » 16 » Наука конституционного права России и концепт «культура»: вопросы теории и практики
20:09
Наука конституционного права России и концепт «культура»: вопросы теории и практики
 САЗОННИКОВА  ЕЛЕНА  ВИКТОРОВНА       
 Специальность 12.00.02 – Конституционное право; муниципальное право       

Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту.

1.Концепт «культура» рассматривается как один из первичных элементов конституционно-правовой науки. Обосновывается широкое содержание концепта «культура», воплощенное в отечественной правовой системе, в которое включаются ценности, верования, художественные достижения, просвещенность, уклад жизни, разнообразные формы участия граждан в социальной деятельности, отдельная сфера государственной и муниципальной политики.

Выявлена многогранность концепта «культура» в науке конституционного права России: при изучении конституционно-правовых явлений смысл концепта «культура» обусловлен предметом конкретного исследования.

2. Представлена авторская позиция, что в основу организации науки конституционного права России наряду с такими первичными элементами знания, как научные понятия и категории, должны быть положены концепты.

Концепты – это обобщения существенных признаков явлений не только на рациональной основе, но с учетом жизненного опыта, интуиции и воображения субъекта познания. Концепты («культура», «нравственность», «справедливость»,  «экология» и др.) обеспечивают теоретическую организацию знания, когда  мышление научными понятиями является неплодотворным, потому что трудно обобщить признаки явлений логически.

3.Выявлена тенденция возрастания научно-исследовательского интереса к концепту «культура» в  конституционном праве России, что объясняется следующими причинами: 1) увеличение массива эмпирического материала о конституционно-правовом регулировании культурной жизни общества; 2) усиление взаимного влияния конституционных моделей, сложившихся в  разных национальных культурах;  3) активное проникновение в конституционно-правовую науку социально-гуманитарного знания иных наук, изучающих культуру.

4. Установлено, что при изучении системы науки конституционного права России на основе подхода, состоящего не в дифференциации знания на части, а в  обнаружении путей укрепления ее системного единства, обращение к концепту «культура» является фактором, обеспечивающим целостность системы науки конституционного права, поскольку его осмысление возможно во всех областях данной науки.  

5.Подчеркивается особая роль для приращения конституционно-правового знания концепта «культура», благодаря сложившемуся на его основе культурологическому подходу. Предназначение культурологического подхода в науке конституционного права состоит в: представлении конституционно-правовых явлений сквозь призму культурного развития общества, раскрытии генезиса и смыслов конституционно-правовых явлений, привлечении внимания к ценностям конституционализма, обеспечении совершенствования конституционно-правового регулирования общественных отношений.

6.Аргументирована дифференциация науки конституционного права России, обусловленная осмыслением в конституционно-правовых исследованиях концепта «культура», предложено авторское название и определение компонента науки, объединяющего результаты таких исследований.

Конституционное культуроведение – компонент, объединяющий конституционно-правовое знание о культуре, обособление которого обусловлено необходимостью формирования современных представлений о конституционно-правовом воздействии (в том числе регулировании) на духовную сферу жизни общества, в целях совершенствования конституционного законодательства и реализации культурной составляющей конституционно-правового образования.

В названии компонента определение «конституционное» фиксирует конкретную изучаемую область действительности, ограниченную предметом науки конституционного права России, а слово «культуроведение» заключает широкое проникновение концепта «культура» в теорию данной науки.

7.Разработаны основы авторской концепции компонента науки конституционного права России, объединяющего конституционно-правовое знание о культуре: принципы; специфика; проблемное поле.

Принципы: 1) принцип дуализма: возможность исследовать конституционно-правовые явления как феномены культуры, с одной стороны, и культурные явления  как объекты  конституционно-правового  воздействия, с другой стороны; 2) принцип разнообразия: возможность применения любого из существующих подходов к пониманию культуры для расширения конституционно-правового знания.

Специфика: 1) предметная область характеризуется объединением знания вокруг концепта «культура», который раскрывается в совокупности элементов, не имеющих четко обозначенных границ («конституционная культура», «право на участие в культурной жизни» и т.д.), определяемых лишь относительно; 2) компонент науки является результатом взаимодействия конституционного права и иных наук, изучающих культуру.

Проблемное поле компонента является широким и включает все возможные культурные аспекты, которые находятся в границах предмета науки конституционного права России.

8.Сделано заключение, что компонент науки конституционного права России, объединяющий конституционно-правовое знание о культуре, имеет сложную внутреннюю организацию и может быть представлен в разных вариантах построения. Ведущими являются варианты, соответствующие двум характеристикам отечественной науки конституционного права: тематической и методологической.

9. При построении компонента, объединяющего конституционно-правовое знание о культуре, с учетом тематической характеристики науки в нем выделяются две основополагающие группы знаний: во-первых, о разных частях предмета отрасли конституционного права (принципы культурного развития государства, его культурный суверенитет и культурная безопасность, культурные права и обязанности граждан и т.д.); во-вторых, о конституционно-правовом регулировании разнообразных культурных явлений (памятники истории и культуры, творчество, языки, искусство, символика и т.д.). Такая организация знания обусловлена фундаментальным характером общественных отношений, включенных в предмет отрасли конституционного права, основана на догме конституционного права и учитывает мировоззрение ученого, осмысливающего то или иное явление как часть культурного пространства.

10. При построении компонента, объединяющего конституционно-правовое знание о культуре, в зависимости от используемых методов исследования в науку конституционного права включаются знания о культурологическом подходе как части ее методологии. Дальнейшая дифференциация конституционно-правового знания внутри компонента обусловлена совокупностью методов, составляющих культурологический подход.

11.В конституционно-правовом знании о культуре складывается множество концепций – завершенных обобщающих научных построений, обоснование и разработка которых обусловлены включением культурных явлений (исходя из разных подходов к пониманию культуры) в сферу конституционно-правового воздействия и их влиянием на состояние конституционно-правовой действительности. 

12.Выявленосновополагающийюридико-технический прием конституционно-правового регулирования общественных отношений – сужение концепта «культура» до художественной сферы, – сообразующий концепт «культура», главным образом, с правом на доступ к культурным ценностям, с просветительской  деятельностью, поддержкой учреждений искусства. Такая трактовка концепта «культура» представляется оправданной применительно к нормам права, регулирующим компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления, для обеспечения в их деятельности конституционных культурных прав человека и гражданина.

13.Исходя из наличия в содержании конституционно-правовых норм концепта «культура», вотрасли конституционного права России выделен конституционно-правовой институт культурного развития России, выявлены его основные характеристики и определена специфическая сфера действия его норм (культурные отношения).  Нормы этого института нацелены на регулирование общественных отношений, возникающих в связи с осуществлением государством культурной политики, в интересах его устойчивого развития и установления пределов публичного вмешательства в саморазвитие человека.

 При этом не все содержательные составляющие данного института определены, поскольку в главе 1 Конституции РФ принципы культурного развития не установлены (по мнению диссертанта, на конституционном уровне должны быть закреплены принцип единства культурного пространства и принцип внимания государства к культурному разнообразию).

14. Выявлено четыре способа представления концепта «культура» в конституционном законодательстве России: 1) сочетание правового термина с признаком «культурный» («культурные права», «культурные обязанности» и др.); 2) сочетание общеупотребительной лексики с признаком «культурный» («культурные связи», «культурное развитие» и др.); 3) «скрытое» представление, когда определение «культурный» не называется, но может быть выведено из контекста нормативного правового акта (формально это выражено в виде открытого перечня  признаков); 4) употребление культурологических понятий («культурные ценности», «памятники истории и культуры», «культурное наследие» и др.).

15. Обоснована периодизация развития концепта «культура» в текстах отечественных конституций РСФСР и РФ: 
Первый этап – период действия Конституций РСФСР 1918 г. и 1925 г.:  концепт «культура» был включен в тексты Конституций РСФСР только в вопросе ведения органов Советской власти на местах.
Второй этап – период действия Конституций РСФСР 1937 г. и 1978 г.: утвердилось детальное закрепление концепта «культура» на конституционном уровне; особое значение культуры было подчеркнуто выделением в тексте Конституции РСФСР 1978 г. главы «Социальное развитие и культура», а также внимание к культуре было выражено на уровне преамбулы.  
Третий этап – период действия Конституции РФ  1993 г. В действующей Конституции регулирование культуры является минимальным, что объяснимо существующей во время ее разработки либеральной установкой на саморегулирование культуры и невмешательство государства в культурное развитие.
Таким образом, исторически концепт «культура» прошел в текстах отечественных конституций путь от полного не упоминания о нем до достаточно обширного регулирования. Сегодня конституционное регулирование имеется, но его объем значительно уступает  существующему в советское время.  
16. Расширено конституционно-правовое знание о проектах Конституции РФ, разработка которых осуществлялась  в последнем десятилетии XX в., посредством формирования собирательного «портрета» концепта «культура» в их текстах. Синтез положений разных проектов Конституции РФ позволяет определить доминирующие на момент разработки Конституции РФ представления о конституционно значимых приоритетах культурного развития. Концепт «культура» был включен в преамбулу, в функции социального государства, в права и обязанности человека и гражданина, в национальную политику, в разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами, в компетенцию парламента и правительства, в основы местного самоуправления. 

17.Обоснована необходимость отражения концепта «культура» в конституционно-правовом образовании. В преподавании конституционно-правовых дисциплин должна быть обеспечена культурная составляющая в условиях существующей доминирующей ориентации на правовые технологии (экспертные, правотворческие компетенции) в профессиональной деятельности конституционалистов. Важная роль в конституционно-правовом образовании принадлежит популяризации науки конституционного права России и краеведческой работе с ее источниками.  

Категория: Работы | Просмотров: 1121 | Добавил: Brinevk | Рейтинг: 0.0/0